Первые
годы деятельности Слободского
краеведческого музея
Первые
шаги музея - это вопрос наиболее
исследованный, тем не менее и здесь
довольно много “белых
пятен”.
Музей
был открыт в 1921 году,
но этому предшествовала большая
кропотливая работа. Инициатива по
созданию музея исходила от
Уездного Отдела Народного
образования, который был
создан 21 мая 1918 года. В это время
активизируется деятельность по
созданию и развитию музеев, охране
памятников искусства и старины в
Вятке.
При
организации Слободского
краеведческого музея
в его фонды вошли коллекции из
сельскохозяйственного музея при
земской управе и Слободского
художественного музея. К ним
присоединились памятники старины и
искусства из монастырей и частных
собраний. Разными путями соединились
они в музее. Многие музейные предметы
попали в ранний период его
деятельности.
В
сентябре 1918 года губисполком принял
постановление о том, что “все музеи,
художественные, исторические и иные,
а ровно и библиотеки, все предметы
искусства и старины и все, что имеет
историческое значение берется
под защиту отдела народного
образования”.
В
феврале 1919 года создан Вятский
губотдел по делам музеев и охране
памятников. Его сотрудники
реорганизовали и вновь открыли
губернский музей искусства и старины,
приступили к поискам предметов
музейного значения. Большое внимание
уделял Вятскому региону
Всероссийский отдел. Его эмиссары
только за 1919 год дважды посетили
Вятку, оказывая помощь.
Комиссия
по охране памятников старины и
искусства в городе Слободском
создана в 1919 году при УОНО.
Музейная
секция создана в сентябре 1920 года.
Инициативу в ее создании проявил
Дмитрий Алексеевич Краев. (должность)
В
1919 году, поступив на службу в
Слободскую центральную библиотеку,
устраивает свою первую выставку,
будущий организатор музея Всеволод
Владимирович Лебедев. Она была
посвящена “Истории революционного
движения”. На выставке
экспонировались книги и брошюры,
лозунги. Лебедев вспоминает: “Выставка
доставила мне известность как
выставочному работнику. В схемах
народного образования, была
категория “музейно-экскурсионно-выставочное
дело”. Став “выставочным работником”,
я незаметно приобрел титул “музейно-выставочного”.
И так как нашему городу были
отпущены средства, на содержание
музея местного края,... то я по всей
логике событий должен был сыграть
роль организатора слободского музея”
Всеволод Владимирович был назначен
председателем музейной секции и
заведующим будущим краеведческим
музеем. Вторым сотрудником музейной
секции стал Николай Иванович
Янкевский.
Одной
из задач музейной секции было
создание родиноведческой ассоциации
в уезде. Лебедев старался найти
внештатных сотрудников-краеведов,
которые призваны были проводить
агитацию. Активисты создавали
родиноведческие ячейки.
Следующим
шагом он считал “инструктирование
сотрудников-агентов на местах”.
Инструктор Николай Иванович
Янкевский совершил три поездки по
уезду, охватив значительный район
уезда. Он читал лекции, проводил
беседы по вопросам родиноведения. Отчасти
выполнить эту задачу должны были
издания музейной секции. Так, в
архивах Слободского краеведческого
музея сейчас хранятся две небольшие
листовки - Инструкции сотрудникам
Музейной секции Слободского УОНО №2
и №4.
В Инструкции №2 внештатным
сотрудникам музейной секции
предлагалось начать работу по
изучению исторического прошлого с
составления “исторической карты
района”.
На карте рекомендовалось отмечать “культурные
и административные центры,
исторические местности, места,
овеянные народными легендами,
монастыри, городища, курганы. Далее
краеведам рекомендовалось
записывать фольклор, обратить
внимание на памятники архитектуры.
Результаты исследований:
историческую карту, записи фольклора,
зарисовки и фотографии памятников
рекомендовалось посылать в
Музейную секцию. В инструкции,
находилось и обращение собирать
предметы для музея: рукописи,
старинные грамоты, древние иконы,
рисунки, карты, старинное оружие,
монеты и др. В задачи так же
включалось собирание материалов,
характеризующих жизнь края после
революции.
Инструкция №
4 была посвящена сбору материалов по
местной этнографии.
Работа по местной этнографии была
одним из основных направлений
деятельности Музейной секции.
По
материалам исследований была
организована выставка о быте
удмуртов.
В
декабре 1920 года Музейной секцией был
организован городской кружок
родиноведения. В его состав входили
учителя и учащиеся школы II ступени.
Кружок насчитывал 25 членов и
разбивался на 4 секции: изучения
природы, этнографическую,
общественно-историческую и
экономическую.
Но конечной целью работы Музейной
секции было конечно создание в
городе Слободском музея.
В
феврале 1921 года в Вятке состоялась
Конференция работников музейного
дела.
На конференции присутствовал
заведующий Подотдела провинциальных
музеев Отдела по делам музеев
Наркомпроса - Николай Георгиевич
Машковцев. Принимал участие в
конференции и Всеволод Лебедев.
Заведующий
Музейной секцией Слободского УОНО
сделал доклад, в котором кратко
подвел итоги работы секции и изложил
свой взгляд на будущий музей:
Музей, как учреждение, решающее
задачи улучшения хозяйственной
жизни края. “На этой струне и
необходимо играть по крайней мере, на
первое время, пока симпатия
населения к музею достаточно
окрепнет”, - сказал Всеволод Лебедев.
Но, что это? Может быть боязнь за то,
что музей покажется ненужным в ряду
таких “свершений” как революция и
другие социальные потрясения начала
ХХ века, стремление показать его
необходимость, чтобы не услышать
фразы, сказанной уездным начальством
о художественном музее: “фунт
гвоздей дороже Вашего
художественного музея”.
В своем докладе Всеволод
Владимирович коснулся и вопросов
создания коллекций будущего музея и
охраны памятников старины. Посетовал
он: “на недостаточность и неясность
закона о правах музейного работника,
принимать те или иные меры к охране
памятников, например, производить в
необходимых случаях ревизию их у
частных лиц за плату или конфискацию”.
Как
видите жестокость, которая царила в
обществе, вызванная революцией и
гражданской войной, проникла во все
сферы общечеловеческой деятельности.
Зачем
же церемониться, когда можно просто
изъять.
Большое
сожаление вызвало у В.В.Лебедева и
его помощников, то обстоятельство,
что немного предметов было собрано в
таком интересном для историков и
этнографов месте, как татарское село
Карино. В 1919 году при подавлении “кулацкого”
мятежа, село было подвергнуто
разграблению. Конфискованные
предметы: посуда, оружие,
национальные костюмы, исчезли
бесследно.
В
процессе организации музея Уездным
земельным отделом были переданы
предметы из Сельскохозяйственного
музея при Земской управе,
предоставлено одно из лучших
помещений в городе.
В конторе одного из заводов была
выявлена мебель в стиле “ампир”,
которая была изъята при содействии
Исполкома.
Таким
же образом были изъяты некоторые
иконы из Христорождественского
монастыря, в их числе одна кисти
Виктора Васнецова. Иконы были изъяты
и у Коммунального отдела.
2
мая 1921 года в 10 часов в бывшем доме
Кропачева состоялось торжественное
заседание посвященное открытию
Уездного Музея Изучения Местного
Края. С 3 мая с 15
час. до 21 час музей был открыт для
осмотра экскурсий и частных лиц.
Музей размещался в восьми комнатах и
состоял из отделов: природы, истории,
промышленно-экономического и
художественного. Музей не имел
запасников. Все предметы
экспонировались. Под витрины были
использованы шкафы, буфеты, комоды.
Было еще много необычного в этом
музее. Так в естественно-историческом
отделе был поставлен аквариум с
живой рыбой. А один из охотников
подарил музею живых волчат, которых
растили во дворе музея. Все больше
появлялось у музея добровольных
сотрудников. Одним из них была
оборудована фотолаборатория.
В это же время со склада кооперации в
музей поступила ценнейшая коллекция
негативов сделанных до революции и
запечатлевших виды города и его
жителей.
Вскоре
появился у музея и первый печатный
труд - Сборник Родиноведческого
музея №1.
Автором вступительной статьи был
Всеволод Лебедев. В ней он рассказал
о том как создавался музей, о работе
Музейной секции УОНО. Ознакомил со
структурой музея, который состоял из:
выставочного отдела, библиотеки,
аудитории, где читались лекции по
вопросам родиноведения, кабинета
исследовательской работы, куда
входили лаборатория и место, где
обрабатывался вновь поступивший
материал.
Музею
придавалось значение общеуездного
исследовательского центра,
изучающего природу и культуру края. Составляя
сборник, авторы поделили его на
отделы и распределили темы.
Заведующий местным профобразованием,
создатель экономического отдела в
музее - Сергей Леонидович Ружевский
написал статью: “Музей, как
рассадник профессиональных знаний”
В ней рассказывалось о деятельности
музея в изучении производственной
жизни края и его природных богатств.
Лебедев писал в последствии: “Это
статья, где на каждой строчке
залегали ископаемые, били соляные и
другие ключи, была написана местному
Совету народного хозяйства, который
не учел значения ключей и
минеральных красок в Ильинской
волости”.
Один из корреспондентов музея
регулярно посылал из отдаленного
села Кай записи частушек и песен.
Однажды он прислал большую запись
свадебного обряда. Этот материал был
обработан преподавательницей
русского языка и литературы Зоей
Александровной Рябинской и помещен в
сборник.
Автор одной из статей Сергей
Суторихин, долго отказывался от
порученной ему темы, так как не
считал себя специалистом в
отведенной ему области. Однако
статья “Что можно сделать
изучающему историю и археологию
летом” заняла свое место в Сборнике.
Несмотря на несколько упрощенный
подход к проблеме, в статье можно
найти ценные сведения об
исторических и археологических
памятниках города. Братья Платуновы
рассказали о своих фенологических
наблюдениях.
Николай Иванович Янкевский описал
свои краеведческие поездки по уезду.
Сборник вышел в количестве двухсот
семидесяти экземпляров.
Постепенно
формировались коллекции музея. УОНО
обратилось с призывом к гражданам. В
Объявлении-листовке, изданной УОНО
кратко перечислялись предметы,
принимались в музей.
“Мы наводили справки, мы действовали,
как Шерлок Холмс в поисках
преступника” - вспоминал В.Лебедев.
И как радовались музейщики, когда
удалось обойти Комхоз, завладеть
шкафами и полками из бывшего
магазина Шулакова. Впрочем,
некоторые учреждения оказывали
помощь. Так в транспортном отделе
выделяли лошадей для перевозки
предметов вне очереди (во многом
благодаря обаянию Николая
Янковского), военный комиссариат
посылал красноармейцев для помощи
работникам музея.
Первой
из вещей, поступивших в
краеведческий музей, была царская
грамота, данная купцу Ксенофонту
Анфилатову на основание в Слободском
общественного банка. Ранее она
хранилась в банке, была выставлена
для обозрения как и портрет
Анфилатова и другие вещи связанные с
его именем. Приобрел музей барометр-анеройд.
Эти предметы до сих пор
экспонируются в музее. С одного из
городских складов получили в музей
алебарду - оружие с которым в XIX веке
стояли на постах городовые, принятую
первоначально музейными работниками
за секиру новгородцев, пришедших на
Вятку в XII веке.
Первые
предметы, поступившие в музей:
высокие старинные часы английской
работы, портреты П.П. и А.Ф.Гусевых (40 -
50-е гг. XIX века), чучело медведя. При
содействии Дмитрия Алексеевича
Краева из Холуницы, под угрозой
закрытия кредитов на внешкольное
образование, был вытребован бивень
мамонта. Затем поступили черепа
древнего носорога. Помощь в создании
отдела природы оказал охотник и
препаратор Николай Андреевич
Оглоблин, который потом в течение
долгого времени сотрудничал с музеем.
Им были изготовлены чучела. Из села
Маракулино были доставлены образцы
почв, из села Кай - фосфориты.
Внештатые сотрудники будущего музея
начали обследование местных архивов,
в частности земского архива.
Музейная секция приступила к
созданию библиотеки местного края.
Для музея были приобретены
удмуртские народные костюмы, образцы
выпускаемой продукции заводов.
Предметы палеонтологии были
подарены областным музеем. Кое-что
было закуплено через специальную
комиссию, некоторые предметы
поступили из Отдела снабжения УОНО.
Исполком издал обязательное
постановление о регистрации ценных
для музея предметов и научных
материалов. Постановление
распространялось на все организации
и учреждения.
Летом
1921 года Всеволод Лебедев и Николай
Янкевский были делегированы на Курсы
по подготовке музейных работников и
краеведов в Вятку. Курсы были открыты
при Областном музее. Учащиеся курсов
побывали в Кукарке, в местном музее и
на Пижемском городище.
15
июня 1921 года состоялось заседание
Советов Слободских уездных музеев.
На заседании присутствовал
представитель Губернского отдела
Главмузея, заведующий
Государственного музея искусства и
старины Николай Н.Румянцев. Он
выступил с вопросом о необходимости
создания печатного органа, служащего
объединению научной деятельности
местных музеев. Но в Вятке, не было
необходимых технических условий для
этого издания, а в Слободском они
были. Заседание вынесло решение о
преобразовании, издававшегося
Слободским музеем Сборника в “Сборник
музеев Вятской губернии”.
Так появился сборник “Вятский край”.
Издание Вятского губернского отдела
народного образования и Слободского
Музея изучения местного края,
посвященное вопросам всестороннего
изучения Вятского края и музейному
делу. Ответственным редактором был
Всеволод Лебедев. В сборнике по
режнему почти все статьи были
написаны слобожанами, от музейных
работников из других городов
губернии материалов непоступало.
В
декабре 1921 года Слободской научно-художественный
музей изучения местного края занял
два верхних этажа каменного
трехэтажного здания, бывшей
трапезной Слободского женского
Христорождественского монастыря.
Здесь же в монашеской келье
поселился заведующий музеем В.Лебедев.
После
отъезда Всеволода Лебедева на учебу
в Москву, музеем некоторое время
руководил Николай Андреевич
Оглоблин.
А затем Сергей Леонидович Ружевский.
С
1922 года в музее работают 5 отделов:
природы, промышленно-экономический,
историко-этнографический, гигиены и
художественный. В 1924 году открылись
три новых отдела: школьный,
революционной истории города
Слободского, охоты и рыболовства.
Школьный отдел представлял их себя
выставку работ учащихся школ 1 и 2
ступени и воспитанников детского
дома.
По
акту от 2 июня 1924 года, музеем под учет
и охрану, как памятники старины были
приняты две церкви мужского
монастыря.
В
сентябре 1925 года при музее открылся
уголок Синегорского края, где были
выставлены образцы минеральных
богатств.
Такова
история создания и первые шаги
Слободского краеведческого музея.
В
30-е годы музей утратил свое значение
регионального научного центра.
Больше внимания придавалось
изучению природы, как направлению “нейтральному”
и “безопасному”.
В
1939 году музей переведен в здание
бывшей Благовещенской церкви. Затем
в этом же помещении размещен
городской зверинец.
Во
время Великой Отечественной войны
музей не работал. Коллекции музея
переданы для хранения школам,
учреждениям и частным лицам. Часть
предметов хранилась на чердаке
здания Благовещенской церкви.
Вновь
музей был открыт для посетителей уже
в 1947 году.
Сергей
Бушмакин
|