на главную

история/музей

Неофициальный сайт города Слободского

История

События

Навигатор

Статьи

Люди

Фотоальбом

По теме:

Истоки

Люди

Экспозиция

Выставки

Галерея

Экскурсии

Контакты

 

Форум

Для писем

 

 

Первые годы деятельности Слободского краеведческого музея

 

Первые шаги музея - это вопрос наиболее исследованный, тем не менее и здесь довольно много  “белых пятен”.

Музей был открыт в 1921  году, но этому предшествовала большая кропотливая работа. Инициатива по созданию музея исходила от  Уездного Отдела Народного образования, который был  создан 21 мая 1918 года. В это время активизируется деятельность по созданию и развитию музеев, охране памятников искусства и старины в Вятке.

При организации Слободского краеведческого  музея в его фонды вошли коллекции из сельскохозяйственного музея при земской управе и Слободского художественного музея. К ним присоединились памятники старины и искусства из монастырей и частных собраний. Разными путями соединились они в музее. Многие музейные предметы попали в ранний период его деятельности.

В сентябре 1918 года губисполком принял постановление о том, что “все музеи, художественные, исторические и иные, а ровно и библиотеки, все предметы искусства и старины и все, что имеет  историческое значение берется под защиту отдела народного образования”.[1]

В феврале 1919 года создан Вятский губотдел по делам музеев и охране памятников. Его сотрудники реорганизовали и вновь открыли губернский музей искусства и старины, приступили к поискам предметов музейного значения. Большое внимание уделял Вятскому региону Всероссийский отдел. Его эмиссары только за 1919 год дважды посетили Вятку, оказывая помощь.[2]

Комиссия по охране памятников старины и искусства в городе Слободском создана в 1919 году при УОНО.[3]

Музейная секция создана в сентябре 1920 года.[4] Инициативу в ее создании проявил Дмитрий Алексеевич Краев. (должность)

В 1919 году, поступив на службу в Слободскую центральную библиотеку, устраивает свою первую выставку, будущий организатор музея Всеволод Владимирович Лебедев. Она была посвящена “Истории революционного движения”. На выставке экспонировались книги и брошюры, лозунги. Лебедев вспоминает: “Выставка доставила мне известность как выставочному работнику. В схемах народного образования, была категория “музейно-экскурсионно-выставочное дело”. Став “выставочным работником”, я незаметно приобрел титул “музейно-выставочного”. И так как нашему городу были  отпущены средства, на содержание музея местного края,... то я по всей логике событий должен был сыграть роль организатора слободского музея”[5] Всеволод Владимирович был назначен председателем музейной секции и заведующим будущим краеведческим музеем. Вторым сотрудником музейной секции стал Николай Иванович Янкевский.

Одной из задач музейной секции было создание родиноведческой ассоциации в уезде. Лебедев старался найти внештатных сотрудников-краеведов, которые призваны были проводить агитацию. Активисты создавали родиноведческие ячейки.

Следующим шагом он считал “инструктирование сотрудников-агентов на местах”.[6] Инструктор Николай Иванович Янкевский совершил три поездки по уезду, охватив значительный район уезда. Он читал лекции, проводил беседы по вопросам родиноведения.[7] Отчасти выполнить эту задачу должны были издания музейной секции. Так, в архивах Слободского краеведческого музея сейчас хранятся две небольшие листовки - Инструкции сотрудникам Музейной секции Слободского УОНО №2 и №4.[8] В Инструкции №2 внештатным сотрудникам музейной секции предлагалось начать работу по изучению исторического прошлого с составления “исторической карты района”.[9] На карте рекомендовалось отмечать “культурные и административные центры, исторические местности, места, овеянные народными легендами, монастыри, городища, курганы. Далее краеведам рекомендовалось записывать фольклор, обратить внимание на памятники архитектуры. Результаты исследований: историческую карту, записи фольклора, зарисовки и фотографии памятников  рекомендовалось посылать в Музейную секцию. В инструкции, находилось и обращение собирать предметы для музея: рукописи, старинные грамоты, древние иконы, рисунки, карты, старинное оружие, монеты и др. В задачи так же включалось собирание материалов, характеризующих жизнь края после революции.[10]  Инструкция  № 4 была посвящена сбору материалов по местной этнографии.[11] Работа по местной этнографии была одним из основных направлений деятельности Музейной секции.

По материалам исследований была организована выставка о быте удмуртов.

В декабре 1920 года Музейной секцией был организован городской кружок родиноведения. В его состав входили учителя и учащиеся школы II ступени. Кружок насчитывал 25 членов и разбивался на 4 секции: изучения природы, этнографическую, общественно-историческую и экономическую.[12] Но конечной целью работы Музейной секции было конечно создание в городе Слободском музея.

В феврале 1921 года в Вятке состоялась Конференция работников музейного дела.[13] На конференции присутствовал заведующий Подотдела провинциальных музеев Отдела по делам музеев Наркомпроса - Николай Георгиевич Машковцев. Принимал участие в конференции и Всеволод Лебедев.

 Заведующий Музейной секцией Слободского УОНО сделал доклад, в котором кратко подвел итоги работы секции и изложил свой взгляд на будущий музей:[14] Музей, как учреждение, решающее задачи улучшения хозяйственной жизни края. “На этой струне и необходимо играть по крайней мере, на первое время, пока симпатия населения к музею достаточно окрепнет”, - сказал Всеволод Лебедев. Но, что это? Может быть боязнь за то, что музей покажется ненужным в ряду таких “свершений” как революция и другие социальные потрясения начала ХХ века, стремление показать его необходимость, чтобы не услышать фразы, сказанной уездным начальством о художественном музее: “фунт гвоздей дороже Вашего художественного музея”.[15] В своем докладе Всеволод Владимирович коснулся и вопросов создания коллекций будущего музея и охраны памятников старины. Посетовал он: “на недостаточность и неясность закона о правах музейного работника, принимать те или иные меры к охране памятников, например, производить в необходимых случаях ревизию их у частных лиц за плату или конфискацию”.[16]

Как видите жестокость, которая царила в обществе, вызванная революцией и гражданской войной, проникла во все сферы общечеловеческой деятельности.

Зачем же церемониться, когда можно просто изъять.

Большое сожаление вызвало у В.В.Лебедева и его помощников, то обстоятельство, что немного предметов было собрано в таком интересном для историков и этнографов месте, как татарское село Карино. В 1919 году при подавлении “кулацкого” мятежа, село было подвергнуто разграблению. Конфискованные предметы: посуда, оружие, национальные костюмы, исчезли бесследно.[17]

В процессе организации музея Уездным земельным отделом были переданы предметы из Сельскохозяйственного музея при Земской управе,[18] предоставлено одно из лучших помещений в городе.[19] В конторе одного из заводов была выявлена мебель в стиле “ампир”, которая была изъята при содействии Исполкома.[20]

Таким же образом были изъяты некоторые иконы из Христорождественского монастыря, в их числе одна кисти Виктора Васнецова. Иконы были изъяты и у Коммунального отдела.[21]

2 мая 1921 года в 10 часов в бывшем доме Кропачева состоялось торжественное заседание посвященное открытию Уездного Музея Изучения Местного Края. С 3 мая с  15 час. до 21 час музей был открыт для осмотра экскурсий и частных лиц. [22] Музей размещался в восьми комнатах и состоял из отделов: природы, истории, промышленно-экономического и художественного. Музей не имел запасников. Все предметы экспонировались. Под витрины были использованы шкафы, буфеты, комоды.[23] Было еще много необычного в этом музее. Так в естественно-историческом отделе был поставлен аквариум с живой рыбой. А один из охотников подарил музею живых волчат, которых растили во дворе музея. Все больше появлялось у музея добровольных сотрудников. Одним из них была оборудована фотолаборатория.[24] В это же время со склада кооперации в музей поступила ценнейшая коллекция негативов сделанных до революции и запечатлевших виды города и его жителей.[25]

Вскоре появился у музея и первый печатный труд - Сборник Родиноведческого музея №1.[26] Автором вступительной статьи был Всеволод Лебедев. В ней он рассказал о том как создавался музей, о работе Музейной секции УОНО. Ознакомил со структурой музея, который состоял из: выставочного отдела, библиотеки, аудитории, где читались лекции по вопросам родиноведения, кабинета исследовательской работы, куда входили лаборатория и место, где обрабатывался вновь поступивший материал.

Музею придавалось значение общеуездного исследовательского центра, изучающего природу и культуру края.[27] Составляя сборник, авторы поделили его на отделы и распределили темы. Заведующий местным профобразованием, создатель экономического отдела в музее - Сергей Леонидович Ружевский написал статью: “Музей, как рассадник профессиональных знаний”[28] В ней рассказывалось о деятельности музея в изучении производственной жизни края и его природных богатств. Лебедев писал в последствии: “Это статья, где на каждой строчке залегали ископаемые, били соляные и другие ключи, была написана местному Совету народного хозяйства, который не учел значения ключей и минеральных красок в Ильинской волости”.[29] Один из корреспондентов музея регулярно посылал из отдаленного села Кай записи частушек и песен.[30] Однажды он прислал большую запись свадебного обряда. Этот материал был обработан преподавательницей русского языка и литературы Зоей Александровной Рябинской и помещен в сборник.[31] Автор одной из статей Сергей Суторихин, долго отказывался от порученной ему темы, так как не считал себя специалистом в отведенной ему области. Однако статья “Что можно сделать изучающему историю и археологию летом” заняла свое место в Сборнике.[32] Несмотря на несколько упрощенный подход к проблеме, в статье можно найти ценные сведения об исторических и археологических памятниках города. Братья Платуновы рассказали о своих фенологических наблюдениях.[33] [34] Николай Иванович Янкевский описал свои краеведческие поездки по уезду.[35] Сборник вышел в количестве двухсот семидесяти экземпляров.[36]

Постепенно формировались коллекции музея. УОНО обратилось с призывом к гражданам. В Объявлении-листовке, изданной УОНО кратко перечислялись предметы, принимались в музей.[37] “Мы наводили справки, мы действовали, как Шерлок Холмс в поисках преступника” - вспоминал В.Лебедев.[38] И как радовались музейщики, когда удалось обойти Комхоз, завладеть шкафами и полками из бывшего магазина Шулакова. Впрочем, некоторые учреждения оказывали помощь. Так в транспортном отделе выделяли лошадей для перевозки предметов вне очереди (во многом благодаря обаянию Николая Янковского), военный комиссариат посылал красноармейцев для помощи работникам музея.

Первой из вещей, поступивших в краеведческий музей, была царская грамота, данная купцу Ксенофонту Анфилатову на основание в Слободском общественного банка. Ранее она хранилась в банке, была выставлена для обозрения как и портрет Анфилатова и другие вещи связанные с его именем. Приобрел музей барометр-анеройд. Эти предметы до сих пор экспонируются в музее. С одного из городских складов получили в музей алебарду - оружие с которым в XIX веке стояли на постах городовые, принятую первоначально музейными работниками за секиру новгородцев, пришедших на Вятку в XII веке.[39]

Первые предметы, поступившие в музей: высокие старинные часы английской работы, портреты П.П. и А.Ф.Гусевых (40 - 50-е гг. XIX века), чучело медведя. При содействии Дмитрия Алексеевича Краева из Холуницы, под угрозой закрытия кредитов на внешкольное образование, был вытребован бивень мамонта. Затем поступили черепа древнего носорога. Помощь в создании отдела природы оказал охотник и препаратор Николай Андреевич Оглоблин, который потом в течение долгого времени сотрудничал с музеем. Им были изготовлены чучела. Из села Маракулино были доставлены образцы почв, из села Кай - фосфориты.[40] Внештатые сотрудники будущего музея начали обследование местных архивов, в частности земского архива. Музейная секция приступила к созданию библиотеки местного края. Для музея были приобретены удмуртские народные костюмы, образцы выпускаемой продукции заводов. Предметы палеонтологии были подарены областным музеем. Кое-что было закуплено через специальную комиссию, некоторые предметы поступили из Отдела снабжения УОНО. Исполком издал обязательное постановление о регистрации ценных для музея предметов и научных материалов. Постановление распространялось на все организации и учреждения.[41]

Летом 1921 года Всеволод Лебедев и Николай Янкевский были делегированы на Курсы по подготовке музейных работников и краеведов в Вятку. Курсы были открыты при Областном музее. Учащиеся курсов побывали в Кукарке, в местном музее и на Пижемском городище.

15 июня 1921 года состоялось заседание Советов Слободских уездных музеев.[42] На заседании присутствовал представитель Губернского отдела Главмузея, заведующий Государственного музея искусства и старины Николай Н.Румянцев. Он выступил с вопросом о необходимости создания печатного органа, служащего объединению научной деятельности местных музеев. Но в Вятке, не было необходимых технических условий для этого издания, а в Слободском они были. Заседание вынесло решение о преобразовании, издававшегося Слободским музеем Сборника в “Сборник музеев Вятской губернии”.[43] Так появился сборник “Вятский край”. Издание Вятского губернского отдела народного образования и Слободского Музея изучения местного края, посвященное вопросам всестороннего изучения Вятского края и музейному делу. Ответственным редактором был Всеволод Лебедев. В сборнике по режнему почти все статьи были написаны слобожанами, от музейных работников из других городов губернии материалов непоступало.

В декабре 1921 года Слободской научно-художественный музей изучения местного края занял два верхних этажа каменного трехэтажного здания, бывшей трапезной Слободского женского Христорождественского монастыря. Здесь же в монашеской келье поселился заведующий музеем В.Лебедев.

После отъезда Всеволода Лебедева на учебу в Москву, музеем некоторое время руководил Николай Андреевич Оглоблин.[44] А затем Сергей Леонидович Ружевский.

С 1922 года в музее работают 5 отделов: природы, промышленно-экономический, историко-этнографический, гигиены и художественный. В 1924 году открылись три новых отдела: школьный, революционной истории города Слободского, охоты и рыболовства. Школьный отдел представлял их себя выставку работ учащихся школ 1 и 2 ступени и воспитанников детского дома.

По акту от 2 июня 1924 года, музеем под учет и охрану, как памятники старины были приняты две церкви мужского монастыря.

В сентябре 1925 года при музее открылся уголок Синегорского края, где были выставлены образцы минеральных богатств.

Такова история создания и первые шаги Слободского краеведческого музея.

 В 30-е годы музей утратил свое значение регионального научного центра. Больше внимания придавалось изучению природы, как направлению “нейтральному” и “безопасному”.

В 1939 году музей переведен в здание бывшей Благовещенской церкви. Затем в этом же помещении размещен городской зверинец.

Во время Великой Отечественной войны музей не работал. Коллекции музея переданы для хранения школам, учреждениям и частным лицам. Часть предметов хранилась на чердаке здания Благовещенской церкви.

Вновь музей был открыт для посетителей уже в 1947 году. 



[1] Жуков Ю.Н. Становление и деятельность советских органов охраны памятников истории и культуры 1917 - 1920 гг. - М., 1989. - С.210.

[2] Там же - С.211

[3] Известия Слободского ВРК. - Слободской, 3 апреля 1919 г.

[4] ГАКО, Ф. 1360, оп. 1, ед.хр. 248, л. 86.

[5] Лебедев В.В. Вятские записки. Киров, 1957. - С. 14 - 15.

[6] ГАКО, ф.1137, оп. 1, хр. 439, л. 11.

[7] Лебедев В.В. //Сборник Слободского родиноведческого музея. - Слободской, 1921. - № 1 - С.1-2.

[8] Архив СМК.

[9] Архив СМК

[10] Архив СМК

[11] Архив СМК

[12] Лебедев В.В. //Сборник Слободского родиноведческого музея. - Слободской, 1921. - № 1 - С. 1-2.

[13] ГАКО, ф. 1137, оп. 1, ед. хр. 439

[14] ГАКО, ф. 1137, оп. 1, ед. хр. 439, лл. 10-13.

[15] ГАКО, ф. 1137, оп. 1, ед. хр. 439, л. 10

[16] ГАКО, ф. 1137, оп. 1, ед. хр. 439., л. 11.

[17] ГАКО, ф. 1137, оп. 1, ед. хр. 439, л. 43.

[18] --- “ ---

[19] --- “ ---

[20] ГАКО, ф. 1137, оп. 1, ед. хр. 439, л. 45.

[21] --- “ ---

[22] Архив СМК

[23] Лебедев В.В. Вятские записки. С. 85

[24] Там же. - С. 91.

[25] Там же. - С. 92.

[26] Сборник Слободского Родиноведческого музея. - Слободской, 1921. - № 1.

[27] Лебедев В.В. Родиноведческие начинания в Слободском уезде // Сб. Слободской родиноведческий музей. -  Слободской, 1921.

[28] Ружевский С.Л. Музей как рассадник профессиональных знаний // Сб. Слободской родиноведческий музей. - Слободской, 1921.

[29] Лебедев В.В. Вятские записки. - С. 88.

[30] Шабалин. Кайская частушка // - Сб.Слободской родиновеческий музей. - Слободской, 1921.

[31] Рябинская З. Свадебный обряд Кайгородской волости // Сб.

[32] Суторихин С. Что можно сделать изучающему историю и археологию летом // Сб.

[33] Платунов Б. Весна и ее летопись // Сб.

[34] Платунов Г. Слободские весны 1906 -20 гг. // Сб.

[35] Янкевский Н.И. Некоторые впечатления из трех моих краеведческих командировок по Слободскому уезду. // Сб.

[36] Лебедев В.В. Вятские запмски. - Киров, С. 91.

[37] Архив СМК.

[38] Лебедев В.В. Вятские записки. - Киров, 1957 - С. 30.

[39] Лебедев В.В. Вятские записки. - Киров, 1957 - С. 32-35.

[40] ГАКО, ф. 1137, оп. 1, ед.хр. 439, л. 43.

[41] ГАКО, ф. 1137, оп. 1, ед. хр. 439, л. 43

[42] ГАКО, ф. 1137, оп. 1, ед. хр. 440, лл. 97-98.

[43] Указ. соч. - Слободской, 1921. - С. 74.

[44] ГАКО, ф. 1163, оп. 1, ед. хр. 30, л.21.

Сергей Бушмакин

 [Факты] [Люди] [Архитектура] [Промыслы] [Музей] [Открытки]

 

© A®ty 2001г.

Hosted by uCoz